Выбор региона
Ваш город:
Миасс
Оставьте отзыв о нашей работе
18 Июля 2018

Обзор изменений законодательства, регулирующего деятельность государственных и муниципальных учреждений, за июнь 2018 года

Обзор нормативной базы за июнь 2018 года

Июнь прошел в ожидании изменений в инструкции по отчетности для учреждения государственного сектора экономики. Но Минфин так ничего и не «родил». Теперь, если учесть разгар сезона отпусков, отчетную кампанию первого полугодия, а так же другие планы Минфина, то ожидавшиеся в июне изменения, скорей всего, произойдут только осенью.

Проекты и тенденции

Ранее в обзорах уже рассказывалось о планах Минфина по передаче функций бухучета от министерств в Казначейство.

В июне «жертвами» Федерального казначейства стали два вновь образованных министерства – Министерство просвещения и Министерства науки и высшего образования. Теперь бюджетный учет и отчетность в этих министерствах будет осуществляться силами казначеев.

Кстати, в регионах и муниципальных образованиях все то же самое: бухгалтеров оптимизируют, учет централизуют.

Постепенно начинают вырисовываться некоторые контуры нормативной базы, с которой учреждениям придется работать в 2019 году. В прошедшем месяце появились первые проекты соответствующих нормативных актов.

В базе Консультант Плюс появился проект изменений в порядок формирования госзаданий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640. Предполагается, что федеральное учреждение, определяя базовый норматив затрат на оказание госуслуг, будет устанавливать норму расходов на коммунальные услуги, на содержание (аренду) объектов недвижимого имущества и ОЦДИ, на прочие общехозяйственные нужды по видам указанных затрат одним из способов:

  • исходя из нормативов потребления, которые определятся по стандартам оказания услуги;
  • на основе усреднения показателей деятельности федерального учреждения, затраты которого на единицу услуги в конкретной сфере минимальны;
  • на основе медианного значения по федеральным учреждениям, которые оказывают госуслугу в данной сфере по общим требованиям.

При определении затрат на выполнение работ способ выберет учредитель.

Из этой информации мало что понятно. Но ясно одно – все идет к усреднению и некоторой уравниловке. Как и было до начала реформ.

Кроме того, в действующую редакцию Бюджетного кодекса были внесены очередные изменения. Сам БК напоминает дорогу после ямочного ремонта – все в заплатах, но ровнее не стало.

В июне Бюджетный кодекс внесены правки Федеральным законом от 04.06.2018 № 142-ФЗ.

Теперь в БК установлены полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования по представлению в суде интересов соответствующего публично-правового образования в делах по искам о взыскании денежных средств в порядке регресса к лицам, чьи виновные действия (бездействие) повлекли возмещение вреда за счет казны. Внесены изменения, касающиеся исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов. Кроме того, в целях исключения временного кассового разрыва в 2018 году Правительству РФ предоставлено право при управлении остатками средств федерального бюджета предоставлять средства бюджету ПФР при условии их возврата не позднее последнего рабочего дня текущего года.

А согласно проекту Федерального закона № 493988-7 в БК планируется усовершенствовать государственный (муниципальный) финансовый контроль внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.

Если верить планам Минфина, то до конца года будет еще с десяток правок в БК по самым разным направлениям.

Но самые актуальные изменения – о порядке формирования госзадания в 2019 году – еще впереди! И сроки появления соответствующих документов уже поджимают.

Закупки

В июне вышел целый пакет документов, регламентирующих закупки ПО. Вероятно Правительство решило «привести в порядок» эту сферу деятельности.

Правительство РФ издало постановление от 08.06.2018 № 658 о централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности.

Теперь нормативно закреплено, что планирование закупок, определение поставщиков, заключение госконтрактов, их исполнение и обеспечение их оплаты для федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, осуществляется:

  • в части закупок офисного программного обеспечения и программного обеспечения в сфере информационной безопасности - Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ;
  • в части закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета - Федеральным казначейством (в том числе - в отношении подведомственных федеральных казенных учреждений).

Правительством РФ утверждены правила взаимодействия указанных ведомств с госорганами при планировании и осуществлении централизованных закупок.

Кроме того федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, поручено обеспечить, в том числе:

  • переход до 1 января 2020 года на ведение бюджетного учета с использованием указанного программного обеспечения;
  • проведение до 2020 года работ по обеспечению совместимости программного обеспечения своих информационных систем с офисным программным обеспечением и программным обеспечением в сфере информационной безопасности не менее чем 2 различных правообладателей;
  • продление до 2020 года сроков реализации мероприятий по переходу на отечественное офисное программное обеспечение.

Постановлением установлено, что госорганы вправе направить в Минкомсвязи России предложения по совершенствованию используемого ими программного обеспечения, закупленного централизованно.

Постановление вступило в силу 21 июня 2018 года.

Теперь согласно Федеральному закону от 29.06.2018 № 173-ФЗ программы для ЭВМ и объекты информационных технологий отнесены к объектам концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.

К объектам таких соглашений так же отнесены технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий, совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением с движимым имуществом, технологически связанным с объектами информационных технологий, и предназначенных для автоматизации с использованием программ для ЭВМ и баз данных процессов формирования, хранения, обработки, приема, передачи, доставки информации, обеспечения доступа к ней, ее представления и распространения (центры обработки данных).

Законом определены, в том числе особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионного соглашения (соглашения о ГЧП), объектом которого являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий.

Кроме того, с 1 июля 2018 года все поставки продуктов нужно будет проводить через систему «МЕРКУРИЙ». В этой системе создают и погашают электронные ветеринарные документы на мясо, колбасу и другие подконтрольные товары. Без доступа к ней компании и ИП не смогут ни поставить, ни приобрести эти товары, ни даже перевезти их из одной торговой точки в другую.

Это нововведение актуально для тех государственных и муниципальных учреждений, которые закупают продукты, например: школы, больницы, санатории, детские сады и т.п. Так или иначе, это скажется на закупочном процессе – соответствующие сертификаты надо будет гасить где-то на этапе приемки условий исполнения контракта. Бухгалтеров это так же коснется, так как без сертификатов, вероятно, они не смогут оприходовать поступившие продукты.

Стандарты учета

В порядке применения федеральных стандартов учета, вступивших в силу с 1 января 2018 года, выявляется все больше «подводных камней».

Например, в Стандарте «Основные средства» используется термин «субъект учета», расшифровка которого содержится в Стандарте «Концептуальные основы».

Однако учреждения, как и органы власти, являясь субъектами учета (то есть они самостоятельно ведут учет, формируют отчетность и несут за это ответственность), не являются субъектами в отношении имущества (то есть субъекты учета не могут самостоятельно принимать решения по выбытию имущества со счетов бухгалтерского учета). Субъектом в части распоряжения государственным (муниципальным) имуществом может быть только его собственник! А учреждения таковыми не являются.

Поэтому положения СГС ОС в части порядка принятия решений субъектом учета в отношении объектов основных средств не стоит понимать буквально!

Все это создает определенные проблемы в применении стандартов. Можно предположить, что в скором времени обнаружатся и другие «подводные камни», а также «черные дыры» в принятых стандартах учета.

Подробнее о проблемах применения федерального стандарта бухучета для организаций госсектора от 31.12.2016 № 257н «Основные средства» мы расскажем 25 июля на нашем бесплатном вебинаре «Федеральный стандарт учета «Основные средства»: выбытие основных средств, документооборот, учетные записи».

Материалы по темам

Бизнес Задачи

Оперативный учет

Отрасли

Бюджетная сфера

Узнайте первым об акциях и скидках и получайте профессиональные новости, а также советы по «1С» – еженедельно!

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ

Поддержка вашего бизнеса 24/7

У вас возникли вопросы? Задайте их нам! Заполните форму – и мы перезвоним Вам в течение 2 часов в рабочее время. Услуга предоставляется бесплатно.

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности